Не лишним, наверное, будет напомнить, что шахматная партия разделена на три части: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Дебют — это, конечно, начало начал. И это вне зависимости от того, как относиться к шахматам — как к виду искусства или как к спорту. Ведь именно от того, как ты расставишь свои фигуры за первые ходы, и зависит игра. Сегодня сложилась устойчивая теория, что первые 10–12 ходов создают скелет всей позиции. Именно столько ходов требуется, чтобы согласно шахматным принципам развить фигуры, сгруппировав их к центру, рокировать короля, тем самым определив расстановку сил на всю последующую партию.
Бывают ситуации, когда игра проиграна уже через десять ходов. То есть игрок понимает, что делать он теперь может всё, что угодно, но позицию это не спасёт — и всё только потому, что дебют был выбран неверно.
Шахматная теория знает огромное количество разных дебютов, о многих из них слышали даже те, кто далёк от шахмат: сицилианская, французская, скандинавская защиты, испанская и русская партии. У каждого из этих дебютов свои корни, своё оригинальное происхождение. И у каждого шахматиста — свои пристрастия в выборе того или иного дебюта. Мне, допустим, с детства всегда очень нравилось само название «дебют Рети». Этот дебют, разработанный гроссмейстером Рети, шёл на оппозиционную борьбу, на то, что ты пробуешь переиграть соперника…
Для людей, играющих чуть ниже профессионального уровня, всё это не столь принципиально. Даже плохо расставив дебют, потом — в продолжение партии — они могут это компенсировать за счёт ошибок соперника. Но ведь сильные мира сего ошибок не делают, так что здесь даже малейшая неточность в первых ходах недопустима. Всё начинается с дебюта. И жизненно важное значение имеет первоначальный выбор.
Пожалуй, можно ввести такое понятие, как «искусство дебюта». Очень уж это применимое понятие к тому, чем на самом деле должен владеть шахматист, чтобы выиграть партию. И здесь, конечно, важно не только знать, как расставить фигуры, какие ходы сделать — здесь, как во всяком искусстве, — должно появиться желание творить, фантазировать, искать и находить неординарные решения. Научить искусству нельзя, но можно правильно поставить дебют начинающему игроку, чтобы впоследствии ему не пришлось восполнять этот серьезнейший пробел.
Яркое начало, конечно, вовсе не обязательно гарантирует столь же яркое развитие. Но вот, например, есть такой норвежский гроссмейстер Магнус Карлсон. Этот человек, что невероятно, уже с 13 лет был гроссмейстером. Это было как раз то начало, которое можно поставить в пример очень многим. Родители целеустремленно с самых первых шагов начали воспитывать его: забрали ребенка из нормальной школы (поручив репетиторам) и отдали в шахматы. Соответственно лет с шести он начал заниматься, в 13 стал гроссмейстером, в 14 стал обыгрывать просто «больших дядей». И сейчас, когда ему всего 17, Магнус Карлсон входит в десятку лучших гроссмейстеров мира. Конечно, не все вундеркинды так удачно завершают свой путь. Может быть, искусство — в данном случае родителей, учителей — и заключается в том, чтобы найти необходимый баланс между физическим и всем прочим развитием ребенка, чтобы не допустить крена ни в одну из сторон. Правильное начало и тут повышает шансы будущих гроссмейстеров.
А у гроссмейстеров уже состоявшихся есть свои хитрости, связанные с дебютом. Так, многие шахматисты имеют привычку немного опаздывать на начало партии. Зачем? Чтобы несколько спало напряжение. Ведь как раз в дебюте каждой шахматной партии напряжение достигает пика — ещё ничего неизвестно, какую кто получит позицию? Как пойдет партия? А тут ещё и фотографам первые пять минут разрешается фотографировать, что умиротворенности также не прибавляет. Так что очень многие гроссмейстеры просто принимают решение приходить на партию позже — жертвуют временем ради внутреннего спокойствия.
Вот такое вот искусство дебюта.