ВИТЯ Корчной родился 23 июля 1931 г. в Ленинграде. В 25 лет он стал международным гроссмейстером, а в 29 впервые выиграл чемпионат СССР. В ноябре 1974-го Виктор Львович в матче претендентов проиграл восходящей звезде советских шахмат Анатолию Карпову. После поражения он дал интервью югославскому агентству ТАНЮГ, в котором сказал: «По силе и таланту я не уступаю Карпову. Не могу сказать, что моего противника ожидает блестящее будущее». Советское руководство не простило гроссмейстеру такого заявления и на два года сделало его невыездным.
Когда гнев властей поутих, Корчному позволили выехать на соревнования в Голландию. Там он дал интервью агентству «Франс Пресс». Причем такое, что пришлось просить политического убежища. Так гроссмейстер оказался в Швейцарии.
Поэтому матч за титул чемпиона мира в 1978-м, в котором встретились советский гражданин Карпов и советский же эмигрант Корчной, воспринимался у нас в стране как битва не столько двух шахматистов, сколько двух политических систем. Тогда, в филиппинском городе Багио, победил Карпов.
…и сейчас.
Сейчас гражданин Швейцарии Корчной живет со своей второй женой Петрой Леевери (первая жена, Белла, умерла в 1995 году) в городе Волен, кантон Аргау. Он уже оформил себе пенсию, однако продолжает выступать на шахматных турнирах. Гонорар за участие — 1500 долларов.
На вопрос, как он относится к Анатолию Карпову, Виктор Львович ответил:
— Столько лет держать зло на человека? Не по-христиански! Я постарался найти в нем приятные черты характера. Это помогает при общении, когда мы встречаемся на турнирах.
Корчной до сих пор остается весьма агрессивным игроком.
— Я ненавижу нейтралитет! — говорит он. — Единственное, что мне не нравится в стране, где я живу, — это ее нейтральность. Свое мнение надо выражать!
Н.В. Крогиус получил широкую мировую известность как создатель новой отрасли в психологии – психологии шахматной игры. Его перу принадлежат 18 книг, 150 статей, в том числе обширная статья в Югославской шахматной энциклопедии. В отечественной психологии особенно высокую оценку получили его монографии: «Личность в конфликте» (г. Саратов, 1980), «Психология шахматного творчества» (г. Москва, 1988).
Эм. Ласкер первым из крупных шахматистов широко и успешно применял на практике знания, полученные в результате изучения стиля игры и характера противников. Правда, о значении психологического фактора в шахматной борьбе нередко говорилось и раньше.
Многие авторы (Арну де Ривьер, Делануа, Роже, Вай-сенбах и др.) указывали, что стиль игры отражает индивидуальность шахматиста, качества его характера. Андер-сен, играя матч с Мррфи (1858 г.), настойчиво, но без особого успеха предлагал своему темпераментному сопернику увлечься заманчивыми, но недостаточно обоснованными атаками.
Это были первые и не вполне уверенные шаги практической психологии шахмат. Заключения о стиле игры и со-стоянии противника делались зачастую на основании случайных эпизодов и поверхностных наблюдений. Например, отмечалось, что те, кто играют гамбиты, обладают неспокойным,- невыдержанным характером. Если согласиться с этим мнением, то пришлось бы чуть ли не всех шахматистов того времени обвинить в отсутствии выдержки: гамбиты встречались тогда почти в каждой партии!
Эм. Ласкер занимался психологической подготовкой гораздо более серьезно и систематично. К этому имелись основания; во-первых, стала заметной тщательность попыток Тарраша обнаружить правила единственной и безошибочной игры и тем самым исключить из шахмат роль индивидуальности, и, во-вторых, склад ума Ласкера предрасполагал его к применению научной методики в любом новом деле, за которое он брался.
На вопрос: «Нам передавали, что, дав себе труд внимательно изучить партии одного из ваших противников, вы обнаруживаете и сильные и слабые его стороны. Верно ли это?» — Ласкер ответил: «
... Читать дальше »